Открытие медицинской клиники, диагностического центра – весьма перспективный вариант для инвестирования. Частные медицинские услуги – одна из наиболее высокодоходных и развивающихся отраслей бизнеса, несмотря на капиталоемкость. Высокая окупаемость и минимальные риски открывают перед инвесторами ряд возможностей. Рынок медицинских услуг активно развивается, а спрос на них растет. Кроме того, эта сфера бизнеса открывает перспективы для реализации различных стратегий. Вы можете открыть как клинику широкого профиля, так и остановиться на узком сегменте, например кабинете магнитно-резонансной томографии.
Чтобы открыть частный медицинский центр, важно разработать детальный бизнес-план, разобраться в юридических вопросах, закупить подходящее оборудование, нанять персонал и определить стратегию продвижения.
Разберем 10 основных шагов для открытия диагностического центра.
Шаг 1. Проведите анализ рынка и конкурентов.
Определите целевую аудиторию и изучите ее потребности. Определите кому будете предоставлять услуги. Узнайте, кто ваша аудитория и чего она хочет. Определите приблизительные доходы потенциальных клиентов. Выявите основные потребности в плане медицинских процедур — каких специалистов не хватает. Стоит учесть также ряд факторов, социально-демографические характеристики, эпидемиологическую ситуацию.
Проанализируйте конкурентов. Чтобы понять, как привлечь клиентов к своей компании, соберите информацию о других учреждениях, работающих в вашей нише. Тщательно изучите их предложения, ассортимент услуг, цены и другие сведения для составления своего уникального позиционирования. Определите их сильные и слабые стороны.
Шаг 2. Определите формат учреждения.
- Многопрофильный медцентр
- Диагностический центр
- Клиника узкого профиля
- Детская клиника
- Кабинет или отдельно стоящее здание на территории действующей медицинской организации (например, мобильный комплекс МРТ).
В многопрофильный медцентр понадобится привлечь крупные инвестиции и подготовиться к длительной окупаемости вложений. При открытии узкоспециализированной клиники нужно меньше средств, а период выхода на окупаемость короче.
Шаг 3. Определите спектр оказываемых услуг медицинского/диагностического центра.
Кроме того, важно заранее сформулировать возможные пути развития клиники и планируемх к внедрению услуг в будущем. Это позволит на этапе проектирования спрогнозировать необходимые производственные мощности.
Шаг 4. Рассчитайте финансовые показатели проекта.
Перед тем как открыть свою собственную клинику, составьте финансовый план проекта. Вы должны четко понимать, какой суммой средств должны располагать на первых этапах. На стоимость проекта влияют: наличие помещения в собственности или в аренде, наличие ремонта, площадь объекта, специфика клиники. От направления деятельности зависит, какое оборудование вам необходимо будет закупить. Если при вы планируете на каком-либо этапе обращаться за помощью к компетентным специалистам, то будьте готовы оплатить их услуги.
Обязательно просчитайте расходы на заработную плату. Заложите в бюджет ежемесячные взносы в ФСС, ПФР, ОМС, в общей сложности 30% от заработной платы. Если вы будете использовать медицинскую интегрированную систему, то у вас должны быть средства на ее покупку, подключение и обслуживание. Неизбежны расходы на разработку и ведение сайта, рекламу и прочие расходы.
Шаг 5. Зарегистрируйте юридическое лицо.
По закону разрешено использовать два статуса: ИП и ООО. Статус индивидуального предпринимателя накладывает ограничение: вы можете оформить лицензию только на один вид медицинской деятельности согласно вашей квалификации, не сможете нанимать других специалистов даже со схожей специальностью. При открытии как ООО вы можете набирать штат сотрудников и получить лицензию на разные виды деятельности. Оформление ООО является предпочтительным вариантом для крупных учреждений, которые планируют расширяться.
Каким должен быть пакет документов для регистрации, зависит от выбранной формы юридического лица. Ознакомиться со списком и описанием процедуры можно на сайте Федеральной налоговой службы.
При подаче заявления, нужно указать ОКВЭД. Это специальный код, который нужен для налоговых органов и банков. Так они определяют, какие услуги предоставляет организация. Код ОКВЭД можно посмотреть в классификаторе. Любая деятельность в области здравоохранения начинается с класса 86 и включает еще две уточняющие цифры. Например, 86.10 «Деятельность больничных учреждений» или 86.21 «Общая врачебная практика». Вы можете указать несколько кодов ОКВЭД, чтобы охватить все направления деятельности частной медицинской организации.
Шаг 6. Выберите оборудование для клиники.
Оборудование и мебель для медицинского центра должны соответствовать заявленному для лицензирования перечню услуг. Полный список требований можно посмотреть на сайте Министерства здравоохранения.
Как правило, определиться с оборудованием для медицинского заведения необходимо еще до выбора помещений. Установка медицинского оборудования требует соблюдения ряда требований к помещению, которые зависят от вида оборудования, норм законодательства и требований производителя. (Требования к помещениям для размещения МРТ можно посмотреть здесь).
Список оборудования будет зависеть от того, чем вы планируете заниматься. Цены на аппараты функциональной диагностики, например, могут варьироваться в зависимости от года выпуска, производителя, технических особенностей, комплектации, условий покупки, а также поставщиков.
Помимо оборудования понадобятся вспомогательные предметы и расходные материалы, мебель для кабинетов, оргтехника и т. д. Какие-то материалы нужно купить еще до запуска медцентра, потому что они важны для лицензионной проверки.
Приобрести дорогостоящее оборудование можно в лизинг или рассмотреть вариант покупки восстановленного оборудования. В последнем случае затраты будут существенно ниже, но важно выбрать надежного поставщика!
Шаг 7. Выберите подходящее помещение для медицинского центра.
Выбор местоположения и конкретного помещения для медицинского диагностического центра – важный процесс, к которому нужно подойти весьма серьёзно, рассмотрев все доступные варианты. Это будет непосредственно влиять на дальнейшую прибыль всей организации.
Местоположение выбирается исходя из различных факторов: проходимость, плотность населения района, видимость с проезжей части, средний доход населения, удобство подъездных путей, место для парковки и т.д.
Не редки случаи, когда подобные частные центры располагаются непосредственно на территории государственных учреждений – больничных комплексов или поликлиник.
В зависимости от возможностей, и размеров планируемого заведения, помещение можно как арендовать, так и построить собственное здание. Еще один вариант диагностического кабинета – установка отдельностоящего мобильного здания для МРТ/КТ.
При поиске помещений/проектировании зданий необходимо обязательно учитывать особенности оборудования, которое будет установлено в клинике. Например, помещение для размещения МРТ томографов требует выполнения ряда условий.
Следует помнить, что финансовых затрат потребует и ремонт помещения, если в нём уже всё в порядке с коммуникациями – водопроводом, электросетью и другим.
Не забывайте, что открыть медицинский бизнес можно только после оформления лицензии, которую предоставляют только на конкретное помещение. Оно должно соответствовать ряду стандартов. Поэтому крайне важно уже при выборе помещения знать, в каком направлении будет вестись деятельность медицинского центра.
В СП 2.1.3678-20 четко регламентированы главные требования для медицинского помещения. Здесь указаны такие параметры, как количество кабинетов, их площадь, хозяйственные помещения и зоны для медицинских отходов, которые должны обязательно присутствовать в стенах клиники.
В обязательном порядке на объекте должен быть водопровод, вентиляционный люк, качественное освещение, санузел и многое другое. Также в медицинском учреждении должны быть установлены огнетушители и иметься прочие средства противопожарной безопасности. Лицензия на открытие клиники выдается только в том случае, если помещение соответствует предусмотренным правилам. Все указанные в СП требования должны соблюдаться на протяжении всего срока осуществления деятельности.
Ремонт делайте в соответствие с разработанным дизайн-проектом. Используйте для отделки и строительных работ качественные материалы, соответствующие установленным стандартам и санитарно-гигиеническим нормам. При необходимости выполните перепланировку и зонирование пространства.
Шаг 8. Подберите квалифицированный персонал.
Штат клиники почти всегда состоит из постоянных работников и персонала, работающего по совместительству. У небольшого медицинского центра может быть мало постоянных врачей. Часто бывает так, что один специалист совмещает несколько должностей медицинского профиля. Сколько нанять человек, работающих по совместительству, зависит от потребностей центра. Прежде чем устраивать собеседования, нужно иметь четкое представление о количестве ставок, часов, способах оплаты. Вы можете платить либо фиксированный оклад, либо процент от оказания услуг в стенах центра. Причем последний вариант для начинающей клиники более предпочтителен. Перед тем, как открыть медицинский бизнес, также следует утвердить график работы и расписание.
Шаг 9. Получите лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Когда помещение выбрано, на него нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) в Роспотребнадзоре. Имея на руках санитарно-эпидемиологическое заключение, уже можно подавать документы на получение лицензии медицинского центра. Готовить документы для СЭЗ рекомендуется за 2-3 недели до окончания ремонта в помещении. Список необходимых документов можно найти на официальном сайте Роспотребнадзора.
Следующим шагом после получения СЭЗ является подготовка документов и непосредственно получение лицензии на медицинскую деятельность. Нужно оплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей, оплата производится безналичным путем со счета компании.
Перечень документов, необходимых для оформления медицинских лицензий (Документы, которые необходимо предоставить в виде официально заверенных копий):
- Устав, со всеми изменениями;
- Учредительный договор, с изменениями;
- Свидетельство ОГРН, с изменениями;
- Свидетельство ИНН, с изменениями;
- Уведомление из Росстата о присвоении кодов статистики;
- Выписка из ЕГРЮЛ, должна быть сделана не позднее 1 месяца;
- Решение (протокол) об учреждении юридического лица;
- Решение (протокол), приказ о назначении действующего генерального директора;
- Документы на генерального директора: диплом, трудовая книжка с необходимым стажем, сертификат специалиста;
- Договор аренды помещения по месту нахождения юридического лица (с правоустанавливающими документами) или свидетельство о праве собственности;
- Договор аренды на медицинские помещения (здание, помещения и т.д.) с актом приема-передачи помещения (с правоустанавливающими документами) или свидетельство о праве собственности;
- Технические документы на медицинские помещения (технический паспорт, поэтажный план БТИ с экспликацией помещений, план-схема);
- Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на медицинские помещения;
- Заключение МЧС о соответствии помещений нормам и требованиям пожарной безопасности медицинских помещений, договор на установку и обслуживание пожарной сигнализации, план эвакуации, специальные средства тушения пожара, план действия персонала при пожаре;
- Дипломы о высшем или среднем медицинском образовании на специалистов, сертификаты специалистов, трудовая книжка, стаж работы по специальности 3 или 5 лет, повышение квалификации специалистов (повышение не реже 1 раза в 5 лет), медицинские книжки на специалистов;
- Документы на медицинские изделия (оборудование, аппараты, приборы, инструменты, договор на осуществление технического обслуживания медицинской техники, копии сертификатов и гарантийных талонов на оборудование);
- Заявление о предоставлении лицензии;
- Платежные поручения об оплате государственной пошлины.
Уточнить список документов можно на официальном сайте Росздравнадзора.
В случае неудачи, можно повторно подать заявку на повторное лицензирование по той или иной специальности. Исправив недочеты, можно получить необходимую лицензию.
Не обязательно сразу получать СЭЗ и лицензию на все специальности, можно получить разрешение только на самые востребованные, по которым можно начать работать. А уже после открытия клиники, если будет необходимость в других специальностях, можно повторно подавать документы, процедура будет такой же – получение СЭЗ и лицензии.
Остальные необходимые бумаги представители Росздравнадзора получают по запросу в Росреестр, ФНС и другие ведомства. Выписки из ЕГРЮЛ не потребуются. За получение лицензии вам придется заплатить госпошлину. Документы рассматриваются в течение 45 дней.
Шаг 10. Запустите рекламное продвижение клиники.
Для поиска первых клиентов рекомендуется использовать все возможные варианты для привлечения аудитории. Например, реклама в интернете, радиореклама, наружная реклама, промоутеры и т.д.
Медицинскому центру нужно создать сайт, на котором разместить актуальную информацию: о специалистах, стоимости услуг, новостях и акциях.
Также желательно вести социальные сети и анализировать, откуда приходит больше клиентов.
Важно просить пациентов оставлять отзывы. Хорошие отзывы формируют положительную репутацию медцентра и служат для привлечения новой аудитории.
Для получения помощи в выборе медицинского оборудования, обращайтесь в ГК «Резонанс» любым удобным для вас способом.
Наши специалисты предоставят все технические требования, необходимые для установки, соориентируют по ценам и срокам поставки. Мы профессионально разработаем индивидуальный комплект проектной и рабочей документации для кабинета МРТ/КТ. Выполним проектные работы в соответствии со всеми действующими нормативами и санитарными требованиями с учетом особенностей оборудования для последующего быстрого получения лицензии. Проведем комплекс работ по запуску МРТ отделения «под ключ».
В случае, если у вас нет подходящего помещения для размещения оборудования, мы можем предложить установку мобильного здания или мобильного комплекса МРТ (КТ).
Компания «Резонанс» имеет большой опыт установки различных мобильных медицинских зданий и комплексов в комплексе с МРТ и КТ системами в короткие сроки.